Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Общество

Черный пиарщик Михайлов рассказал о провокациях Пригожина

Среда, 7 ноября 2018

Черный пиарщик Андрей Михайлов, основавший “фабрику троллей” и СМИ Евгения Пригожина, в интервью “Новой газете” рассказал о провокациях, проводившихся по указанию олигарха.

Михайлов работал с Пригожиным с середины 2012 до конца 2013 года. Он был уволен, после того как у заказчиков и исполнителей акций не сошелся бюджет на несколько десятков миллионов рублей.

В мае прошлого года, утверждает Михайлов, некие мужчины вывезли его в лес, избили и заставили написать расписку на 3 миллиона рублей, а также передать свою долю в бизнесе. Преступниками, как говорится в заявлении Михайлова в полицию, был юрист, знакомый ему по работе на Пригожина. Фамилия юриста в публикации не приводится, хотя “Новая” и утверждает, что редакции она известна.

Согласие дать интервью Михайлов объяснил желанием отомстить за похищение, пытки и вымогательство. Кроме того, добавил он, “практика показывает, что сидеть тихо под корягой – худший вариант защиты”.

Работать на Пригожина пиарщику предложил некий знакомый. Михайлов встретился с двумя лицами, которых назвал выходцами “из органов”. Одним из них был начальник службы безопасности Пригожина Евгений Гуляев, в прошлом милицейский оперативник. Известно, что Гуляев много раз принимал участие в поездках командира пригожинской ЧВК Дмитрия Уткина (Вагнера) и его зама Андрея Трошева.

Гуляев сообщил, что фирме Пригожина “Конкорд кейтеринг” нужно получить заказ на обслуживание Петербургского экономического форума. Для этого требуется устранить конкурента – фирму “Карамель кейтеринг” Кирилла Зиминова, в прошлом компаньона Пригожина.

15 июня 2012-го в соответствии со сценарием Михайлова был организован круглый стол “Перспективы развития предпринимательства”, обслуживать который пригласили “Карамель кейтеринг”. Из примерно 40 участников мероприятия примерно десяток были подставными лицами, в том числе работниками службы безопасности Пригожина. Шестеро из подставных лиц симулировали отравление; одного забрали в больницу медики скорой, контакты которой дал Гуляев. “У одного из наших людей очень профессионально получалась пена изо рта, если положить мыло под язык”, – отметил Михайлов.

Организатором мероприятия выступал знакомый пиарщика Сергей Соловьев. Год спустя он получил известность провокациями против писателя Дмитрия Быкова и редакции Forbes.

СМИ на “отравление” не отреагировали. Тогда Михайлов сам сделал рассылку по редакциям, после чего новость появилась в целом ряде изданий. “Что случилось с контрактами “Карамели” на обслуживание форума – честно, не помню”, – заключил пиарщик.

Некоторое время спустя Гуляев предложил Михайлову запустить ряд СМИ, в частности “Газету о газетах”. Пиарщик разработал концепцию проекта, после чего его впервые привезли на личную встречу с Пригожиным. Олигарх проект одобрил и тут же выдал Михайлову 1,5 миллиона рублей наличными на подготовку первых четырех номеров.

“Правда, после выпуска трех номеров стал орать, что все прогадили, проект надо закрыть, а тебя так и так… сурово наказать, в общем, – добавил пиарщик. – Но должен сказать, что руки ко мне он никогда не прикладывал, да и ни к кому при мне не прикладывал. Хотя слухи об этом ходили”.

Задачей “Газеты о газетах”, пояснил Михайлов, были провокации. В то или иное СМИ вбрасывалась ложная информация, затем журналисту этого СМИ передавали деньги наличными, фиксируя это скрытой камерой, а потом появлялась публикация о продажности издания. Первой провокацией была атаках на “Аргументы и факты” – “что-то с обеспечением бахилами в поликлиниках… я почти и забыл”, пояснил пиарщик.

Большой резонанс получили провокации против Быкова и Forbes, заказанные, по утверждению Михайлова, лично Пригожиным. В феврале 2013 года Соловьев, представившись бизнесменом, организовал творческий вечер Быкова в городе Нижняя Тура Свердловской области. За выступление писатель, по его собственным словам, получил 300 тысяч рублей.

После этого “Газета о газетах” поместила письмо Соловьева, в котором тот заявлял, что пригласил Быкова как кандидат в депутаты в рамках своей агитационной кампании, уплатив писателю 500 тысяч рублей (а не 300 тысяч, о которых заявлял сам Быков). В действительности же, утверждал провокатор, в депутаты он не баллотируется, а целью выходки было доказать, “что за деньги в нашей стране можно купить любого, и особенно журналюгу, как бы кто ни кричал о своей непродажности”.

Сам Быков, однако, указывал, что Соловьев не уведомлял его о том, что ведет предвыборную кампанию, и на афише творческого вечера такой информации тоже не было.

Выбор Быкова Михайлов пояснил тем, что “он у нас считался по значимости вторым человеком после Навального”. “Новая” передает, что в распоряжении редакции есть проект провокации и против самого Алексея Навального, готовившейся накануне выборов мэра Москвы в 2013 году.

Российский Forbes в результате провокации поместил статью Соловьева с непроверенной информацией и без пометки “реклама”. “Мы должны были показать, что в Forbes’е тоже все покупается”, – пояснил пиарщик.

Из других провокаций Михайлов упомянул акцию против РИА “Новости”, которую, как он предположил, Пригожин задумал, чтобы добиться отставки главреда агентства Светланы Миронюк. В трех городах – Петербурге, Новосибирске и Владивостоке – были написаны ложные новости, которые затем опубликовало агентство. “Выяснялось, кто занимается размещением новостной информации в редакции, далее разговаривали с этим человеком, – пояснил пиарщик. – Новостника просто дурили, а потом через третьего человека ему передавали деньги – якобы за размещение новости, создавая мнение о продажности. Конечно, все скрыто писалось на видео”. При этом в действительности корреспонденты агентства денег за публикацию ложной информации не брали, подчеркнул Михайлов. В декабре 2013 года Миронюк сняли с должности.

Авторов фальшивых новостей готовил лично Михайлов. Провокацию в Новосибирске провел Антон Грачев, во Владивостоке – Константин Подмарев.

Параллельно с “Газетой о газетах” Михайлов запустил еще массу изданий, в частности “Невские новости” и “Новостное агентство Харькова”.

Масштабную DDoS-атаку на сайты “Новой”, “Эха Москвы”, “Дождя” и еще целого ряда СМИ, проведенную 9 мая 2013 года от лица движения “Хомячки”, заказал подручный Пригожина Кирилл Фульде. Максим Болонкин, который записал обращение “Хомячков”, был найден через знакомых и нанят за небольшие деньги. Вся акция стоила около 5-7 миллионов рублей. “Были варианты “Сетевых хомячков” развивать, но не пошло”, – заметил пиарщик.

Финансами у Пригожина, добавил он, заведовали Ирина Мухина и Юлия Холодкова.

Идея “фабрики троллей”, по словам Михайлова, принадлежала лично Пригожину. “Сотрудники должны были не только сбрасывать информацию в блоги, но и искать отрицательную информацию в Сети по ключевым словам”, – рассказал пиарщик. Для этого использовалась система мониторинга соцсетей “Крибрум”; ее внедрение олигарх обсуждал с IT-бизнесменом Игорем Ашмановым.

На старте проекта работали около 200 троллей. “Было разбито по подразделениям: кто-то работал по Украине, кто-то по Америке”, – пояснил Михайлов.

“В реальности, – продолжил он, – тролли работали неэффективно. У меня параллельно действовала другая команда, команда профессионалов – их было человек 10, – которая перекрывала всю эту структуру”. Имена “профессионалов” пиарщик назвать отказался.

Часть интервью посвящена боевику Валерию Амельченко, который несколько неделями раньше также давал информацию “Новой”. “У Евгения Викторовича (Пригожина. – Ред.) периодически возникали обидки на каких-то людей, и поручалось с этими людьми как-то разобраться, – рассказал Михайлов. – А Валера – это человек, который при первой встрече сказал: я готов на все, только платите мне деньги”.

7 февраля 2013 года в Петербурге была совершена провокация против владелицы клиники “Дента-Л” Елены Черевко. Она возглавляла товарищество собственников жилья в доме, где у Пригожина был или готовился к открытию ресторан. Олигарху донесли, будто Черевко неуважительно отозвалась о нем.

Начальник службы безопасности Гуляев поставил задачу инсценировать ДТП с участием Черевко. Некто Николай упал под машину хозяйки клиники, а Амельченко его оттуда вытащил. Обоих исполнителей предоставил Михайлов. При этом он заметил: “Смысл этой акции мне был не понятен, результат не известен”. Помимо Николая и Амельченко в провокации участвовали около пяти подчиненных Гуляева из службы безопасности.

Жестокое избиение сочинского блогера Антона Грищенко, которое Амельченко и Владимир Гладиенко совершили летом 2013 года, заказал, по словам Михайлова, лично Пригожин. “Уже велась в интернет-поисковиках целенаправленная работа по негативным отзывам, – пояснил пиарщик. – Там нашли про президента нашего, Владимира Владимировича Путина, что-то очень обидное, и непосредственно Евгением Викторовичем был предложен этот вот клиент”.

На Украину в конце 2013 года, продолжил Михайлов, Амельченко ездил, чтобы выплачивать деньги за организацию митингов. Курировал эту работу Андрей Пичушкин. “Когда я работал на Пригожина, я Пичушкина знал как еще действующего сотрудника полиции, но он и тогда работал на сторону – на Гуляева, а значит, на Пригожина”, – отметил пиарщик.

В это же самое время, рассказал Михайлов, подручные Пригожина зарегистрировали на Украине “с дюжину” НПО, часть на родственников Гладиенко. “Но использовались ли они и как – я уже не знаю”, – добавил он.

Многие провокации, как и первая с участием Михайлова, были обусловлены коммерческим интересом. В частности, Гуляев поставил задачу обеспечить выигрыш Пригожиным всех тендером на поставки продуктов в больницы Самары. Тогда в ряд городских больниц запустили привезенных из Петербурга тараканов и сняли их на видео. “Я так понимаю, что видеоролики делались, чтобы Пригожин отвез кому-то, нужному человеку, чтобы получить контракты”, – пояснил пиарщик. В провокации были задействованы 12 исполнителей, в том числе четверо подчиненных Гуляева.

В интервью “Новой” Михайлов выразил убежденность, что все свои акции Пригожин устраивает по собственной инициативе. “Приходилось читать, что это заказ Кремля, “домашнее задание”, которое Пригожин выполняет в обмен на миллиардные госконтракты, – заметил пиарщик. – Исходя из того, что я видел и слышал, – уверен, что ни от кого он поручений не получал, ни с кем не советовался и разрешения не спрашивал. И никогда ни от каких башен (Кремля. – Ред.) команд не было, все исходило непосредственно от Пригожина”.